Искусство складывать подарки в технике оригами

Два раза в год для сотрудников японских универмагов настают особо горячие дни. В десятых числах июля и декабря всю Японию охватывает подарочное безумие. Руководители предприятий готовятся к этим дням заранее, выплачивая перед их наступлением специальное денежное пособие «бонасу» (бонус)- иногда довольно значительное.

Делая подарки, японцы стараются совместить две национальные черты практичность и любовь к красоте. Именно поэтому подарок может быть не очень дорогой: еда, напитки или что-нибудь для хозяйства. Главное, чтобы это было красиво упаковано.

Искусство упаковки подарков весьма почитаемо в Японии. Люди, которые занимаются этим ремеслом, в больших магазинах проходят довольно строгий отбор и серьезное обучение. В его процессе они проходят множество дисциплин — от общей эстетики до традиционных ремесел, связанных с упаковкой и внешним видом подарков. Некоторые затем становятся настоящими мастерами и приобретают общенациональную известность.

Подарки могут иметь невысокую стоимость, главное в них соответствие традициям и глубокая символичность. При этом очень большое значение придается именно упаковке, которая зачастую превращает незначительный, с точки зрения цены, подарок в произведение искусства, имеющее высокую эмоциональную и эстетическую ценность.

Японцы, за редким исключением, никогда не будут упаковывать подарок сами. В магазинах, где эти подарки продаются, покупатель выбирает материал упаковки и заполняет анкету, в которой указывает свои пожелания насчет того, как именно должен быть упакован подарок.

В упаковке подарка  все составляющие имеют имеют глубокий смысл, хорошо известный ценителям традиций.

Сначала подарок кладут в коробочку, затем коробочку в коробочку, затем… Ну, в общем, заворачивают в специальную бумагу в лучших традициях оригами, а всю композицию увязывают ленточкой мидзухики. При этом каждая складочка упаковки, каждый узелок ленточки соответствуют выверенным веками канонам и имеют глубокий смысл. Затем подарок кладут в специальный пакет и доставляют адресату. Эту услугу магазин берет на себя. Сами же японцы приносят подарки лично только в особых случаях, например, приходя в гости.

Мидзухики, которыми перевязывают подарок,- это отдельная глава японского упаковочного искусства. Это сейчас, в наше время, ленты используются в качестве элементов упаковки. А в Средние века завязыванию узелков-мидзухики обучали только молодых самураев из знатных семей. Некоторые особо сложные и изощренные по форме узелки использовались в качестве подписей или печатей на письмах.

Мидзухики — специальная ленточка из шелковой бумаги, у которой стороны имеют разные цвета, соответствующие разным событиям. Подбор цветов мидзухики для различных событий входит в число дисциплин, изучаемых мастерами упаковки.

Мидзухики — узелок на счастье

Приходя в гости, японцы обязательно приносят с собой подарок. Вручая его, непременно говорят, что подарок очень скромный. Хозяйка, приглашая гостя за стол, всегда извиняется за скромность угощения, даже при очень обильно сервированном столе. На самом деле это всего лишь изысканная форма вежливости, при которой подчеркивается, что гость или хозяин очень старались, но не знают, угодили ли вкусам своего хозяина или гостя.

Традиционно оригами представляло собой существенный элемент японских народных ритуалов. К примеру, технология складывания бумаги применялась при изготовлении носи (подарочная бумага с прикрепленным к ней ломтиком сушеного моллюска аваби, символизирующая счастливое событие) и тато (бумажный кошелек или коробочка, которые носили в передней складке кимоно).